Мы ВКОНТАКТЕ

Freerider's BackPack [Рюкзак Фрирайдера]

Что взять с собой в горы, помимо шлема и велосиеда? Вот мое видение этого вопроса...

 

     Chapter 0.Предисловие:
Катание в Крыму - это достаточно специфическая и разнообразная штука... Нельзя однозначно сказать - что это и какой для этого нужен велосипед.Тут присутсвуют и затяжные занудливые подъемы,по асфальту, по грунтовой дороге, по сыпухе, по скалам, по лесу... Есть подъемы на которые можно вкрутить, есть такие на которые можно вкатить велосипед( но это больше зависит от скилов и физических кондиций райдера). А местами попадаются такие на которые можно только влезть, а временами и заползти, как говорится "Не без помощи рук"(с) Тренер. Ну и конечноже - то, ради чего все: СПУСКИ!!!Спуски и еще раз спуски... Есть спочти прямые скоростные участки грунтовых дорог, по которым можно нестись так, что деревья сливаются в сплошную стену, а от свиста ветра закладывает уши.Есть узенькие лесные тропинки, скоростная рулежка по которым доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие, тока и успевай объезжать валуны, молодые сосенки и кусты.Полно склонов с очень сочным уклоном, прохождение которых не подрузумеват под собой возможность останавливаться на 10ки метров - остановился, считай упал. Наложите на это всю вариабельность "дорожного покрытия" асфальт, бетон, просто плотный грунт, природный камень, сыпухи из камешков, из земли с иголками, палками, листвой шишками корнями и прочим... Помножьте на варианты сухо/мокро - и вы не представите себе и десятой доли того, с чем приходится сталкиваться при катании Крымского Фрирайда.
  Хочу заметить, что, хотя подъему - есть неотъемлимая часть Крымского Фрирайда (далее C-FR). Но я ставлю акцент на спусках, тоесть, увеличить диапазон "закручивания наверх" это хорошо, но нас всеже интересует , в первую очередь даунхильная составляющая катания. Посему при возможности преодоления подъемов на транспорте - мы будем пользовать ее.=) Так чта, заядлых кантрийщиков и ам-щиков, прошу воздержаться от дальнейшего чтения ну или держать свои негодования при себе. =)
 Chapter I.
=ЕЕ Величество Матчасть=

Глава0.Велосипед.
Начнем с самого главного,с нашего (хотел написать средства передвижения, но рука не поднялась =) Коня. Итак, на чем-же ездить в Крыму? Исходя из общего описания маршрутов можно сделать вывод, что лучше чем АМ велосипед - для Крыма придумать нельзя. И отчасти это золотая истина. Почему истина - понятно. Налицо имеем Ам катание в чистом виде. Почему отчасти? А потому, что как все универсальное - оно одинакого плохо и вверх, по сравнению с хорошим кантрийным велосипедом, слишком тяжелое, слишком много ходов, не та геометрия, широкие покрышки. И вних, слишком мало хода, слишком "вертикально" стоит вилка, слишком узкие покрышки и так далее.... Однако, имея хорошую технику вкручивания вверх и скоростного спуска - наш выбор АМ велосипед. Если конечно мы ставим для себя целью АМно покататься. =) Однако ориентир у нас больше на спуск вниз и этот ФАКу он для начинающих райдеров, а начинающие райдеры, как правило, не страдают от избытка техники ;-) И потом, пробовал я тут кататься на Specialized Enduro '06 150.150мм хода. Все можно проехать, но вопрос насколько кайфово... Для себя я сделал вывод, что на Specialized Demo '06 200/200 - мне нравится гораздо больше. Хотя, местами, когда нужно лезть вверх не без помощи рук, я скучаю по своей эндурке ;-) В общем я для себя сделал такой вывод, для того чтобы понять, что нужно именно Тебе в Крыму, нужно взять свой велосипед, неважно какой он у тебя(главное чтобы это был велосипед, а не жуткий девайс на колесах ашано-байк, по недоразумению или злому умыслу именуюемй продавцами их - велосипедом) приехать сюда, покататься и решить. Что тебе больше нравится, крутить вверх ли, катить вниз ли или и то и другое и исходя из полученного опыта сделать выводы...
 В случае, если велосипеда у тебя вообще нету, то лучше всего АМ байк,для попробовать... Сразу хочу сказать, к хардтейлам я отношусь весьма скептически, за исключением таких дисциплин, как Dirt, street, trial  - вообще не вижу смысла в из использовании. Табуретка - она и в Африке табуретка. Хотя находятся отчаянные индивидуумы, которые тут вжаривают на хардтейлах так, что никому мало не покажется.Как говорится, не велосипед красит человека, а человек велосипед и техника его.Но даже они, рано или поздно приходят к мысли о подвесе. Так оно правильнее, и задницу не так трясет.
 Начнем с фрейм сета(кто не знает - это рама с установленным амортизатором и вилкой) ходов хватит 150-170мм, у меня в моем велопарке есть учебный велосипед на раме Specialized Enduro SX '04 года амортизатор и вилка fox vanilla r и то и другое, хода сзади 120, спереди 130. Для попробовать, более чем, но не дольше первых 3х спусков, дальше хочется больше... Но для первых трех спусков - вполне.Вообще - первые 3 спуска - самые важные и самые продуктивные в плане наращивания скилов, каждый спуск - скилы х2, как левелы в WoW =) Геометрия рамы(углы наклонов вилки и подсидельной трубы, чем более "заваленная" геометрия , меньший угол наклона вилки - тем больше велосипед предназначен для спуска, чем больше угол, тем удобнее на нем вкрутить вверх), как правило соответсвует ходам подвески.Чем меньше хода, тем больше угол - тем удобнее ехать вверх, и наоборот, чем больше хода, тем тяжелее ехать вверх и тем меньше угол. Да и не так кричтины эти тонкости для начинающего райдера, покатаешься попробуешь - сам начнешь врубаться во все эти тонкости.
 Поговорим, про типы подвесок.Бытует мнение, что для экстремального катания лучше пружинный амортизатор, дескать он работает мягче, лучше нагрузки переносит и так далее. В целом я с этим соглашусь... Однако есть и оборотная сторона медали. Воздушный амортизатор более гибок в настройках, особенно это актуально для увесистых богатырей с весом за центнер и для прекрасных и стройных барышень, с весом менее 60кг... В пружинном амортизаторе/вилке придется менять пружину, для того чтобы добиться необходимой эффективности работы, а в воздушном - всеголишь накачать/стравить давление... Есть еще один неоспоримый "+" воздуха - он в разы легче чем пружина, что некисло сказывается на общем весе велосипеда. А так, как нам много придется ехать, тащить его наверх - это крайне немаловажный факт.
  Вообще, чем велосипед легче, тем лучше. Тем он более управляемый. Однако, современная тенденция такогова, что чем велосипед легче, тем он дороже и снятие каждого следующего грамма - приводит к возрастанию стомиости компонентов в геометрической прогрессии. Да и прочность вовсе не возрастает от снижения веса, так что черезмерно увлекаться облегчением мы не будем, будем соблюдать золотую середину.
 В плане качества амортизации и вообще работы, не могу сказать, что воздушные амортизаторы сильно хуже. На моей Specialized Enduro '06 сзади стоит воздушный амортизатор 5-th Element и спереди какаято воздушка от Marzochi , работают и тот и другая на 5 баллов, для своих 150мм хода...
 В принципе, очень неплохо, чтобы амортизаторы велосипеда имели бы функцию стабилизации, типа  Fox Propedal, это сильно облегчает закручивания в горку...
 Сухой остаток по подвеске такой: Не столь важно, какая она будет для начала, у всего есть свои плюсы и минусы, так что париться особо сильно по этому поводу не стоит.
 Теперь про трансмиссию. Не буду глубоко вдаваться в технические подробности, отмечу только, что нужен передний переключатель на 2 скорости(мы же помним, что вверх нам нужно вкручивать много и обильно) и обязательно успокоитель цепи. Даже так, успокоитель цепи нам нужен в первую очередь, и желателен передний переключатель с понижающей передачей. Потому как рельеф тут отнюдь не плоский, и слетание цепи ни к чему хорошему не приводит.А на горку всегда можно и пешком зайти.
 Колеса, должны быть 26 (за редким редким исключением... ) втулки должны быть на промышленных подшипниках, естественно под дисковые тормоза, обода с дыркой под автонипель( автонипель проще, он более распространен, как и насосы да и камеры толстые найти под него проще). Колеса должны получится достаточно прочные. И не сильно тяжелые. В общем такая золотая сердинка. Для начала любых штатных колес устанавливаемых на Ендурные велики - хватит за глаза. Отдельно отмечу резину.Резину нужно иметь достаточно широкую, и рельефную, чтобы держала на сыпучих грунтах, но не слишком, чтобы был накат и не слишком сложно было бы крутить, достоочно мягкую, чтобы "липла" к корням и гладким корням, но не слишком, чтобы не стиралась мгновенно. Камеры - лучше ставить потолще и поэластичнее, чтобы не пробивались при низком давлении.Я бы скомпоновал так: Назад, 2,35 - 2,5 , вперед 2,5 - 2,7. Соттветсвенно давление спереди можно сделать чуть пониже, сзади чуть побольше. В любом случае оно НЕ должно выходить за рамки обозначенные производителем.Если недокачать, возможно разбортирование колеса, или провот покрышки и камеры относительно обода, что приводит с отрыву "соска". У меня вот был такой случай, перед сложным спуском, дабы увеличить сцепление колеса с поверхностью сдул слишком сильно колеса. А перед скоростным участком - не докачал. В итоге при резком торможении сорвало "сосок" с камеры и пришлось ехать вниз набив покрышку шишками, ощущение - не из приятных, но забавно.
 В общем с колесами тоже можно особо не заморачиваться и общее правило, как и для всех компонентов - одно и тоже. Чем лучше соотношение вес/прочность тем лучше, но тем и дороже.И не стоит бросаться в крайности прочности или снижения веса... Кароче. Не парьтесь. =)
 Следующий немаловажный момент - тормоза. Тормоза при спуске - это наше все. Это не только средство остановить байк, это примерно половина управления и маневрирования велосипедом. Это сверхточная дозировка "газа", как на мотоцикле , только наоборот... И корректировка траектории в повороте,заносом заднего колеса. Тормоза при спуске используются постоянно, у когото больше, у когото меньше - но так или иначе постоянно.Поэтому тормоза крайне важны. тормоза должны быть:
1.дисковые, крайне желаетльно чтобы диски были большие 203мм(8дюймов) спереди и сзади.
2.гидравлические. На моей учебной эндуре стоят механические Avid BB5, это сделано со "злобным" умыслом, как говорится - тяжело в ученьи, легко в очаге поражения.
3.мощные,можные тормоза позволяют точнее дозировать усилие торможения и недопускать ненужной блокировки колес, и легко и непринужденно могут заблокировать колесо, если это нужно. Мощные тормоза это как острый нож. Острым ножем - гораздо сложнее порезаться, чем тупым, потому как он позволяет действовать с меньшим усилием и более точно...
4.модулируемые.Тормоза НЕ должны работать, как выключатель лампочки, горит/не горит.Они должны быть как регулятор яркости, от тусклого, еле заметного свечения до полного накала спирали...
 Как правило современные гидравлические тормоза отвечают всем этим требованиям. Соответсвенно тут, как и со всеми компонентами работает правило. Легче - дороже. Но вес тормозов - не настолько критичен, относительно веса всего остального, так что правило. "Особо не парьтесь относительно веса" Работает тут еще больше. Я бы порекомендовал Avid Elixir - отличные, легкие и мощные тормоза. Можно Avid Juice - они чуть тяжелее и чуть менее мощны, но для начал - вполне. Ну или старые добрые CODE 0 , они может и тяжеловаты, зато мощи - хоть отбавляй.
 Также боле дорогие модели тормозов, помимо использования более легкийх компонентов в изготовлении отличаются наличием регулировок. Таких как положение ручки относительно руля, момента "схватывания" колодок. Как правило, это не особо нужно. Лично мне регулировка момента схватывания колодок понадобилась один раз. Неудачно убрался на горной дороге и отшиб левую руку. Пришлось перекинуть тормозные ручки на правую сторону, и дабы переднее колесо не срабатывало раньше заднего, чтобы еще раз не убраться через руль. Я выставил более позднее схватывание колодок переднего тормоза.
 Колодки.Авидовские тормоза комплектуются при продадже органическими колодками.Опционально продаются металлические колодки. Мой опыт эксплуатации показывает, что у органических колодок - гораздо выше износ, но ,при этом,они чуть , на самую малость лучше схватывывают. Однако на механических тормозах наблюдался такой негативный эффект, как "обгорание" органических колодок и загрязнение их продуктами этого обгорания, "сажей". После этого колодки становятся скользкие и фактически перестают тормозить. Лечится промыванием водой и протиранием диска. Сразу скажу, на Эликсирах(жена на них гоняет) и на моих Кодах - такого эффекта не наблюдалось.
 По итогам получается так: Колодки - расходный материал, нужно оттормозить штатные и новые поставить уже металлические.И не париться.
За сим матчасть оставлю впокое, потому как вышеизложенное - основные и важные моменты.Все остальное придет само с опытом.А изначально заморачиваться и забивать себе голову теорией - не нужно. Главное кататься, а все остальное придет само. Тем более, что в интернетах, уже все давно и подробно расписано...Как говорится, dirt.ru в помощь.

Глава1.Экип.
 Под экипом я подразумеваю все, что необходимо райдеру, в процессе катания.Экип состоит из:
0.Шлем
1.защитная экипировка
2.терморегулирующее белье
3.одежда
4.аптечка
5.инструмент
6.электроника
7.backpack
------------------------------------1--------------------------------------------------------  Защита это наше все, как тормоза, даже больше. Потому как если ты ошибешься в торможении, а ты ошибешься, обязательно. И не один и не два раза, к концу первого дня катания счет будет идти на 10ки раз. И как правило ошибки в пилотировании приводят к уборкам(на гражданском - падениям), а падать тут не очень мягко, на трассе встречаются в изобилии камни разнообразных размеров, от мелкой щебенки, местами почти песка, до бульников размером с пивной ларек. Вокруг растут деревца, кусты с колючками, вековые сосны, корни и прочие недружелюбные для хрупкого организма штуки... Вообще катание на велосипеде с горы вниз - один из самых, если не самый травматичный вид спорта. Не думай, я тебя не пугаю.Я просто констатирую факт...
 Так вот чтобы фановое каталово не окончилось на больничной койке, нам необходима грамотная защитная экипировка. Начнем по порядку.
---0.Шлем - всему голова, потому как голова - она одна, она легко травмируется и сложно лечится, почти не лечится.Потому шлем - самая важная часть экипа. К шлему предявляются следующие требования:
-0.Он должен быть ФФ=FF=FullFace, тоесть полностью закрывать голову и лицо. Есть народ, который катает в Котелках 3.4, при этом лицо остается открытым, но я считаю, что это НЕ для Крымского катания.Помимо того, что можно раздолбить себе щи об булыжник или сосну, можно нормально огрести по лицу от кустов с колючками или еловыми ветками, также когда дождливо можно отхавать полновесную порцию наивкуснейшей и экологически чистой Крымской Грязи.Поэтому если мы этого ничего не хотим - то мы гоняем в ФФ. Кто не в ФФ тот против нас.
-1.Защитная характеристика.Задача шлема уберечь голову райдера от удара, шлем это выполняет следующим образом - он ломается при ударе и переводит энергию удала в энергию деформации, тем самым ослабляя удар. Поэтому после сильных ударов шлемы меняют. Отличный повод купить новый шлем, а старый поставить на полку и хвастаться друзьям.В моей обширной коллекции есть сноубордический карбоновый ФФ от Protec, Крайне его НЕ рекомендую к катанию. Он очень прочный, но при этом абсолютно не гасит удар, не ломается сам и весь удал передает в голову и шею. Как то я достаточно сильно убрался в нем, в итоге частичная потеря кратковременной памяти - минут примерно на 20-30, и боль в шее, растянувшаяся на 8 месяцев... Так то, вот.
-2.Эргономичность.Помимо того, что шлем должен хорошо защищать, он должен удобно и плотно сидеть на голове, быть легким, не стеснять движения, хорошо вентилироваться и отводить влагу от головы. Некоторые товарищи проповедуют пользование мотокроссовых шлемов, потому как у них более высокий уровень защиты. Немогу с ними несогласиться. Безусловно, мотокроссовый шлем более массивен, внутренняя деформирующаяся часть у него больше, он способен погасить более сильный удар, чем вело-шлем.Но, как и везде - имеется и противоположная сторона медали.Мото шлем - больше весит,он дает большую нагрузку на шею, он почти не дышит,ибо разработан он под совершенно другие условия эксплуатации. Мотокроссовый шлем отлично подойдет для даунхильных гонок, или катание в байк-парке, там где не нужно ходить и крутить вверх и подразумевается скоростное рубилово по подготовленной трассе. Но для Крымского Фрирайда - мото-шлем никак не подходит. Весной так можно и тепловой удар словить...Дело в том, что , как я уже говорил, C-FR подразумевает достаточно большое количество подъемов, а они обильно перемешаны со спусками, длинными и не очень.И когда спуск - хочется побыстрее, а без шлема, както неуютно.. А снимать шлем на подъемах, и одевать на коротеньких спусках по дорого до основного Спусками.Моя думать, что это сомнительное удовольствие. Я во время катания не снимаю шлем почти никогда. И совершенно не обламываюсь по этому поводу. Потому как мой шлем легкий, удобный и такой дырявый, что некоторые кантрийные корзинки позавидуют.Кстатиесли чо,то у меня Specialized Deviant.Из того, что я мерял - самый удобный и офигенный шлем.Есть и опыт краш теста. С полутора метровой высоты на скорости примерно в 20км/ч по баллистической траектории приземлился вниз головой, в камень. Камень(такая плитка -сантиметра 3-4 толщиной) раскололся, шлем треснул, пенопласт смялся. А я даже сознания не потерял да и голова не болела и синяка не было. Так то вот. В общем шлем - одна из немногих вещей, про которую стоит плотно подумать...Из хороших шлемов могу еще порекомендовать Dainese D-Raptor, он тоже легкий, удобный, и вентилируемый(хотя по вентиляции ему до Спешовского Девианта далеко). Вообще - шлем такая штука, очень индивидуальная - нужно много мерять.Пока не найдешь тот, который сдяет как следует.Как найдешь нужный - услышишь щелчок при надевании.
3.Красота - да, райдер должен быть красив и стилен, чтобы девушки на набережной оборачивались и стыдливо отворачивались краснея, когда наш герой обратит на них свой мужественный взгляд.Да и товарищи по каталову чтобы не смеялись ;-) Но както так всегда получается, что удобный шлем , который хорошо сидит - оказывается самым красивым, может не сразу, но через пару дней после  приобретения - точно. ;-)
Следущим моментом, рассмотрим защиту лица и самое важное глаз.Как я отмечал выше, природа Крыма богата разнообразными колючими кустарниками, и хвойными деревьями.Контакты лица и глаз с ними - не самое приятное что может быть, хотя смотреть на все это великолепие весьма и весьма приятно. Также в плохую погоду из под колес летит всякая чача, и когда в глаза попадает приходится жмуриться, а так и ушуршать куда - недолго.Потому жизненно необходимо пользоваться в процессе катания маской или очками, я обычно гоняю в очках, но только в хорошую, теплую погоду. В них лицо очень хорошо обдувается. И не так жарко, да и снимать/одевать их удобнее. А вот в холодную/дождливую погоду - в очках не очень здорово. Они потеют, и от грязюки из под колес - хреново защищают. В общем если тепло и сухо - то очки, если мокро и грязно то маска. Также маска нужна, если маршрут пролегает по пыльным местам, например по выгоревшему склону после пожара. Очки от пыли и пепла - неважная защита. Я обычно таская с собой в рюкзаке маску, и по необходимости ее одеваю. Маску неплохо иметь двух слойную с антифоговой обработкой внутренней поверхности стекла.Ну и конечно же маска должен нормально сочетаться со шлемом и не передавливать нос, мешая дыханию. Исходя из личного опыта и предпочтений. Касаемо оптики, что очки, что маска - только oakley. racing jacket - очки(хотя покупались они давно) и возможно им на смену пришли другие модели... как и шлем - достаточно индивидуальный момент - нужно щупать и мерять. Маска - Oakley MX Crowbar Enduro, отлично налазить на 99 процентов ФФ представленых на рынке, двухслойная, с защитой носа и антифогом внутренней поверхности, также осначается сменными антигрязевыми пленками. Пользую ее и на веле и на мотоцикле. В общем - если финансы позволяют, то мастхев. Другие бренды, по оптике , к сожалению посоветовать не могу,потому как опыта использования не имею.
 Следующий момент - защита верхней половины тушки. Самая основная и нужная защита - это крепкая мышечная обвязка скелетного каркаса. Поэтому помимо внешней навесной защиты - нелишне будет нарастить внутренню, путем посещения спортзала или тренажерки.Ну и отработка техники падения конечноже.Падать нужно сгруппировавшись, а не растопырив конечности во все стороны, по возможности с перекатами и прочими приемами безопасного падения.В общем за минимизацию общего получаемого дамага отвечают такие статы, как стрендж и агилити.В помощь вышеописанному нам приходит навесной армор. Его можно разделить на несколько видов:
Наборный вариант, когда отдельно навешивается защита спины, налокотники, наплечники, защита шеи. Или целиковая черепаха, которая включает в себя помимо всего вышеописанного еще компрессионный пояс и защиту груди. Если компрессионный пояс - тема востребованная скорее в мотоспорте, то вот защита груди - крайне полезная штука. Я вот каккто в дождь поперся на Ягодку, и нерасчитав свои силы не справился с управлением, понесло меня на жидкой и скользкой глине и пришелся я грудью на приличный такой остроконечный бульник, размером с табуретку...Шибанулся так, что дыхание сбило, не будь защиты груди - поломал бы грудную клетку. Как и у одного, так и у друго варианта компоновки защиты верхней половины тела - есть свои положительные и отрицательные стороны. При обвесе отдельными элементами - можно подобрать индивидуально все элементы, и по мере необходимости навешивать нужное. Например перед походом на трассу надеть только локти, а остальное убрать в рюкзак и не париться в черепахе. При таком раскладе самое оптимальное - это защитный жилетс с грудью, спиной, шеей и плечами.+ отдельные локти. Но лично я придерживаюсь второго варианта - целиковая черепаха. Но вот только, чтобы она была удобная, не жаркая и не стесняла движений - это должна быть Dainese Wave Neck Jacket.Вообще она классифицируется как мото-черепаха.Однако мой опыт(и не только мой) говорит, что это лучшее из того, что сейчас придумано. Она обладает фантастическими защитными качествами, у нее очень развитая защита спины и груди, с аллюминиевым каркасом внутри, массивные плечи, локи и самое главно - имеется защита шеи.При уборке на голову, достаточно большая нагрузка приходится на шейные позвонки. Лучшая защита - мышечный каркас, но и пластиком манкировать тоже не следует.Я на своем опыте убедился, что защита шеи - просто необходима. Дайнеза очень плотно облегает туловище и не елозит под рюкзаком. В ней вполне себе возможно пройти вверх немалое количество километров. В общем крайне рекомендую. Я для себя выбрал такой вариант: к месту основного Спуска топаю в шлеме и налокотниках, рюкзак на спине, сверху приторочена черепаха. Перед спуском всегда привал-перекур, налокотники убираются в рюкзак, черепаха одевается. Но вообще, у меня несколько параноидальная страсть к защите, вполне можно и без отдельных налокотников обойтись. Но в этом вопросе лучше перебдеть, чем недобдеть. ;-)
 Далее по списку у нас идут перчатки, тоже достаточно важный элемент экипа.Перчатки защищают руки от грязюки, от натирания рулем, от колючек, от деревьев. Лучше всего иметь 2 варианта перчаток.Один вентилируемый, для теплой погоды , другой с мембраной, защищающий от воды, холода и ветра. Также неплохо на перчатках иметь карбоновые или какие другие жесткие накладки на костяшка, в качестве дополнительной защиты от ударов. Вообще перчатки самый изнашиваемый элемент защиты, они быстрее всего пачкаются, больше всего контактируют с грунтом, и постоянно дербанятся об руль. Так что это такой , расходный элемент защиты. Мне обычно хватает на пару - тройку месяцев плотного катания.
 Следующим элементов защиты у нас идут бронешорты. Самая важная функция бронешортов - это защита от перелома копчика. Остальное - побочно. Задница - самая мясистая часть тела, поэтому падения на нее, хоть и болезненны, но не так опасны. Чего не скажешь о копчике... Помимо всего прочего шорты такие оснащены пластиковыми накладками на бедрах, что также оказывается полезным, велопемперсом(он позволяет содержать яйла и йенк в свежести и избежать натирания их элементами нижнего белья, кстатеи бронешорты надеваются на голую ж..у, в смысле на голое тело). Вообще - лично - я не всегда пользуюсь бронешортами, это единственный элемент экипа, который я отношу необязательный к ношению, скажем так, если идти нужно кудато далеко, а спуск предстоит лайтовый , могу и не одеть. Но это не значит, что тебе нужно так делать... Учти, неиспользую какойто элемент защиты - ты делаешь это на свой страх и риск. Как впрочем и вообще все что ты делаешь едя на велосипеде с горы. Как вообще по твоем - это нормальное занятие? а?!
 Ну и почти последний по порядку перечислению, но один из первых по значению - это защита коленей и голени. По значению - это третий, после шлема и перчаток элемент армора. Колени - это второе, а иногда первое, чем ты контактирует об грунт, в момент уборки. Иногда можно исполнить прием экстренного торможения - гринд коленом. Очень важно, чтобы защита колено-голени очень плотно и крепко сидела и в момент исполнения не сползла со своего места...Также защита колена голени, как и все остальные элементы защиты должна хорошо проветриваться, не мешать педалированию и ходьбе. Лично я пользую Dainese Knee 3x, она не настолько хорошо защищает, как другие варианты, иногда пробивается, при особо сильных ударах, но пробивается она не сильно, и колено спасает.Но при этом, она удобно сидит на ноге, не елозит, не сползает, хорошо вентилируется и мало весит.
 Финальный элемент защиты - обувка. Обувь должна быть достаточно крепкой, чтобы защищать пальцы от камней, хорошо держаться на педалях, туго и плотно застегиваться.Вполне проканают скейтерские кеды, крепкие спортивные кроссовки, военные берцы , и прочая подобная обувка. Ваш покорный слуша уже много лет гонят в "сандалях" для рабочих, они оснащены металлическим стаканом, удобными и прочными липучками вместо шнурков и абсолютно неубиваемы, им уже лет 5 и за это время только липучка один раз перешивалась на ремешках и все. Также они дешевы, обошлись чота в 800р. Есть правда 2 недостатка, первый это жесткая подошва, недостаточно плотно на педалях сидят.Но критично было только по началу, сейчас подошву подраздербанило педалями и стало нормально. И второй момент - низкие они, щиколотку не защищают  от вывиха и ударов. Ну и третий момент - для сырой и холодной погоды - не подходят, потому как сандали. Для сырой погоды, ботинки формата берцы, с такойже подошвой и стальными стаканами. Но это у меня такий специфический вкус, пунктик у меня на тему металлических стаканов. Вообще рынок велосипедной обуви-ломится от всевозможных тапок все фасонов и размеров.Достаточно популярные модель FiveTen, выпускаются в разных вариантах, как высокие, так и низкие. Обладают очень мягкой подошвой, очень плотно сидящей на педалях. Сам я их не пользую по причине отсутсвия стального стакана. Мне пару раз доводилось очень сильно врубаться ногой стоящей на педали в камень - ощущения, даже со стаканом ,не очень приятные, без стакана - нехочу и думать.Однако основная масса райдеров - катает себе без стаканов и в ус не дует, так что это твой выбор. Помимо всего прочего существует обувь предусматривающая установку контактов, для катания на контактных педалях, но я как приверженец Конфессии Топталок - поведать об этом могу крайне скудно и посему воздержусь. Для ищущих - просторы интернета, и дерта.ру, там довольно про это рассказано, только отделяйте зерна от плевел. Рекомендую присмотреться и призадуматься про контакты, говорят - очень читерская штука.
 Еще один элемент защиты, про который я подзабыл, по причине того, что до сих пор не обзавелся - это накладки на щиколотку... Достаточно простая прибамбасина, думаю ежели понадобится - легко можно ее найти. Как себе раздобуду, так обязательно дополню этот раздел.
Засим с защитной составляющей экипировки - завершимся. Вообще, для первых нескольких спусков будет достаточно Шлема, Рюкзака в качестве защиты спины, Налокотников, Наколенников, Перчаток, Крепкой Обувки и собстно - велосипеда. Вот и все что Вам нужно... для Первого Спуска. И помни: наверху горы, робко смотрящий вниз и непонимающий, куда и зачем ему вообще ехать, человечек доживает свои последние минуты... Как только ты отпустишь тормоза , обратного пути не будет. И прокувыркавший, оббивши свою тушку об камни, сосны,догнавшись и получивши куданить под ребро педалью своего велосипеда,ободравшись в колючих кустах, человечек этот сгинет, пропадет гдето на склоне горы... но на место его вылезет из тех кустов,  отплевывающееся землей, потное рычащее,довольное жывотное, и выкатив на асфальт - поймет оно Суть... Поймешь и ты - в свое время,когда дозреешь до Первого Спуска.

--------------------------------------------2------------------------------------------------  Терморегулирующее нижнее белье.
Грамотное белье - есть основа комфорта любой активной деятельности, не только катания на велосипеде, да и вообще не только спортивной. Термобелье подразделяется на 3 типа в зависимости от нагрузки:активная, умеренная, слабая. И на три типа в зависимости от температуры для которой оно предназначено. Тоесть если ты часовой и охраняешь загон с пингвинами за полярным кругом, то тебе нужно белье для сверх низких температур для слабой нагрузки. А если ты летом идешь на Еврейку по плато, то тебе вообще никакое белье не нужно, думашь как бы еще че с себя снять=)) Когда совсем жарко, вполне можно черепаху и остальное на голое тело нацепить и вполне себе неплохо. Продувается все - щииикарно. Но тем не менее в арсенале нужно иметь и тонкую термуху для жары и экстремальной нагрузки. Я всегда с собой в рюкзаке вожу чистую сухую термуху, бывает закатаешься, спускаешься под вечер, весь мокрый, солнце спряталось,холодно. Тут то ты ее,родимую, из рюкзачка достаешь, и под завистливые взгляды менее продуманных друзей и пероблачаешься и сразу становится тепло и хорошо ;-) Опять лишний повод покрасоваться свой вмеруупитанной и вмеру прокачанной тушкой, если есть чем красоваться и есть перед кем ;-)
 Следующий момент это правильные труселя. Если ты гоняешь в бронешортах, то они и есть твои труселя, на самом дере, по уму, так они не бронешорты вовсе, а бронетруселя. Но если ты не имешь таковых, или не пользуешь их по какойто причиние, то нужы труселя с велопамперсом. Как смешно бы это не звучало. Тока пацанам не говори, засмеют ;-) Хотя , какая разница, главное сухо и комфортно и не натирает ничего. Да и сидеть на седле мягче и удобнее.Кароче - те кто не шарят и/или стесняются велопамперса - полные лохи. На тему всякого рода термобелья рекомендую посетить один из гипермаркетов сети Декатлон, там достаточно много всякого такого.
 Еще есть такой элемент белья - как термо ретузы, лично я их редко пользую, както ноги не мерзнут когда катаешься, в общем их можно и не иметь. Хотя если в штанах не пуляешь, а только в шортах - могут оказаться полезными, ну или если в очень холодную погоду катаешься.В общем полезный, но не обязательный элемент экипировки.

------------------------------------------3--------------------------------------------------
Одежда.
Одежда, как и все остальное у правильного Фрирайдера должна быть правильная,ну и конечно правильная одежда - красивая.
 Она выполняет частично функции защитного экипа, например плотные шорты/штаны, спасают твои ляжки(там где заканчиваются бронетрусы(ониже бронешорты) но еще не начинается защита колена) от обдирания о камни. У меня была такая проблема, я достаточно часто приземлял на левый борт, и эта часть ноги постоянно была синяком и разодраной болячкой... А потом обзовелся нормальными шортами и... перестал на левый борт падать =) так или иначе - проблема решилась.
 И функции климат контроля, особенно, когда холодно и мокро...Итак, что из одежды нам необходимо:
1. Шорты/штаны
2. Джерси
3. Куртка (если холодно)
4. Кепка (шапка - если холодно)
5. Тапки, но тапки мы уже рассмотрели в главе про защиту, поэтому тут я на них останавливаться не буду.
 Итак шорты/штаны. В моем понимани, это практически не отделимые понятия, лучше всего, когда штаны легким движеним руки плавно превращаются в элегантные шорты... Так оно и дешевле и места меньше занимает. Единственное исключение составляют штаны для сильно холодной и мокрой погоды, они должны не промокать, и при этом дышать, такой компромис нам может предложить только мембрана. Мембранные шмотки - как правило дороги и при этом весьма непрочны, как только доходит до фул контакта со склонами горы, особенно с камнями, поэтому мембрану жалко... И я пользую штаны, только в случае если вельми холодно и мокро. А так - Shift, Shift и еще раз Shift. У меня вот одни шортоштаны и на мототему и на вело, на мото чаще штаны, на вело - шорты. Ну и мембранки по необходимости. Шифт ищем в яндексе, а дешевую мембранину - в декатлоне. Собстно все.
 Джерси,никто никогда не задумывался, почему джерси? Может их в НьюДжерси придумали? =) Но так или иначе это весьма полезная штука. Джерси по сути это такая широкая продуваемая(или не очень продуваемая, бывают и теплые) футболка с длинными рукавами. Спасает дорогостующую дайнезу или другую защиту от колючек, коих в крыму очень много, в прохладную погоду может выполнять роль куртки, если дождя нет... ну на джерси присутсвует рисунок,можно выбрать на стиль к велику, шлему, маске ну и прочему.Ах эти фрирайдеры-даунхильщики, порой хуже баб на распродаже шмоток... Еще в джерси можно сморкаться, а на некоторых нашиты салфеточки - очки протирать, в общем такая полезная штуковина. Если сильно жарко, и трасса без колючек, можно и без нее...Кстате джерси - тоже Шифт.. Вообще Шифт лучшие мото-вело шмотки по соотношению цена качество, да и дизайн у них такой брутально-милитаристически-пацанский.Но это уже дело вкуса...
 Куртка, с курткой почти как со штанами, нужна когда холодно и мокро, лучше - если мембранная, но можно и просто непромокаемую в дырками в подмыхоне, чтоб проветривался. У меня старый мембранный баск, но настолько редко пользуюсь, что както даже заострять внимание неохота на куртке.Куртку мутить в Декатлон, там дешево сердито и практично.
 Кепка, фрирайдеры, правильные фрирайдеры - гоняют в шлеме и если у правильного фрирайдера правильный шлем, то он его почти никогда не снимает. А вот когда снимает - тогда нужна кепка, особенно если холодно и ветер, чтобы голову свою горячую и мокрую после каталова на ветру не застудить... а то на чем потом шлем носить?!
 Собстно вот, про одежду - пока все.Неисключено что со временем допишу чонить.Еще такой небольшой момент - карманы. Лучше всего ничо в карманах не таскать когда катаешься, лучше все совать в рюкзак, так и одежка целее и то что в карман запихато(мобила например, ей не очень понравится, когда вы ее бедную об камень приложите, когда сами приложитесь, а она в кармане на бедре, а вы этим бедром и треснесь.), и ну сами целее, а то вот есле в кармане связка ключей и по каменюкам прогриндить и штаны порвутся и нога... В карманы если пихать, то документы ну и кошелек, кошелек, кстате, если толстый неплохо как дополнительный элемент защиты отрабатывает.

---------------------------------------4-----------------------------------------------------
Аптечка. Лучше бы конечно не падать вообще и не травмироваться.Лучше бы, но так както не получается, особенно по началу.Поэтому нужна аптечка. Понятно что в полевых условиях на склоне серьезную травму не починим, тут квалифицированная помощь необходима. Но порезы, ссадины ушибы, коих великое множество будет - зачинять необходимо. Чтобы гадость какая в рану не попала и так далее... Что имеем в аптечке:
1.Перикись водорода в пластиковой бутылке с носиком(обязательно в пластиковой бутылке, чтобы не разбилась и не разлилась)
2.Вату - наносить на нее перикись водорода и протирать рану, очищасть от грязи и прочего нежелательного стаффа.
3.Бинт, бинтовать.
4.Лекопластырь обычный,
5.Лейкопластырь с зеленкой, лучше разных форм и размеров. Никогда незнаешь, откуда и куда прилетит...
6.Ватные палочки с йодом внутри, рану вокруг обрабатывать во избежании заражения...
7.Обезболивающее.
8.Мазюку от ушибов, формата индовазина или троксевазина.
9.Упаковку презервативов.Зачем - итак понятно, надеюсь...
Собстно, вот и все. Искренне желаю всем никогда ничем из аптечки не пользоваться, за исключением 8го пункта пожалуй, это - наоборот. ;-) Катайтесь без травм и уборок, а если убираетесь то нежно и лайтово в кусты!!! Но тут уж лучше перебдеть....

-----------------------------------------5---------------------------------------------------
Инструмент и запчасти.Как это не прискорбно, но в процессе катания мы переодически убираемся, кто-то реже, кто-то чаще, но делаем мы это всегда. Это одина из основопологающих концепций фрирайда. И в результате этих уборок травмируемся не только мы, но и наш велоспед.И с этим нужно что-то делать, причем не отходя от кассы. Иначе спуск придется продолжать пешком, а это совсем не весело, а занудно и тухло.А для этого с собой необходимо иметь необходимый инструмент.Итак попорядку.
 Самые часто случающиеся неисправности происходят с колесами,точнее даже с камерами. Они пробиваются об камни, прокалываются колючками, иногда даже нипель срывает, как я выше упоминал. =) Потому с собой неплохо бы иметь запасную камеру, чтобы не ездить на шишках или траве...Итак, мы имеем спущенное колесо, что нам нужно чтобы устранить не исправность?Неплохо бы колесо снять, хотя многим удобнее ремонтировать колесо не снимая его, это выбор каждого.Лично мне удобнее колесо снять, чем корячитьтся с неснятым колесом.Для снятия колесу нужны 6ти гранники, или разводной ключ, или руки, все зависит от того, каким образом держится твое колесо. Но в любом случае, все вышеописанные инструменты обязаны быть в наличии у тебя в рюкзаке. Следующий этам - демонтаж покрышки, для этого нам нужны монтажки.Их нужно минимум 2, а лучше 3 и они должны быть металлическими, никакого гибкого пластикого гуано.Ибо бывают такие комбинации обод-покрышка, что не всякими металлическими монтажками снимешь, а пластиковые так вообще ломаются с первой попытки.
 Разбортировали колесо, осмотрели, слава ядрам сосок на месте(если не наместе,то тупо меняем камеру, если она конечно есть, а если нет, чтож... шишек на Ай-Петри вдостатке...) нужно идентифицировать место проколоа/пробоя(кстати пробивается камера, как правило в 2х местах, будьте бдительны!А не то операцию забортовки разбортовки может понадобиться повторить.) Для это нам понадобится насос и ухо. Остановлюсь отдельно на насосе, потому как штука эта достаточно важная. Насос должен обладать следующими качествами:
1.гибкая подводка к нипелю.Особенно актуально, если насос комбинированный высокого и низкого давлений.
2.должен работать и с вело нипелем и с автонипелем, если насос с гибкой подводкой, в комплекте должен быть переходник.
3.Насос должен быть оснащен манометром.Особенно это акутально для комбинированных насосов высокого и низкого давлений.
4.Насос должен быть комбинированным высокого и низкого давления.Низкое давление до 5ти атмосфер - предназначено для накачки колес, высокое давление, для подкачки вилок и амортизаторов.
Ну и само собой он должен быть надежным и немного весить. Я пользую Спешовый насос, пользую так давно, что уже и модель позабыл, найдете на сайте.
 Далее, дырку(и) идентифицировали, теперь ее нужно заклеить, тут возможны 2 варианта развития событий. Быстрый - докатка, может быть полезен, если солнце клонится к закату, а мы торчим на середине трассы. И дабы не спускаться во кромешной тьме лучше прокол устранить максимально оперативно и не тратя время пулей лететь вниз...Заклейки такого типа достаточно тонкие, потому после заклейки и инсталяции колесо нужно качать до максимально возможного давления.Но при этом инсталируются мгновенно, зачистил шкуркой, наклеил, как наклейку и сразу пихай камеру обратно в покрыху. Но они крайне не прочные, и я их рекомендую только в том случае, если других вариантов нет и вреся дорого. Пример таких заплаток Specialized FlatBoy, ну и аналоги. Помимо всего прочего они оочень мало места занимают и ничего не весят. Я с собой таская комплектик на всякий пожарный...Соответсвенно после возвращения на базу нужно или камеру заменить или заклеить ее нормальной заплаткой.Про нормальную заплатку я расскажу ниже.
 Второй вариант, стандартный, занимает времени чутка побольше, минут на 5-10, но такая починка вечна и камеру можно пользовать точно также как новую. Заклеивается она так: место вокруг дырки зачищается шкуркой(кстати шкурка входит в комплект для починки камер, как докаточных заплаток, так и перманентных), наносится равномерно тонким слоем клей, дается несколько минут на его подсыхание и на него наклеивается заплатка красным слоем вниз, так чтобы дырка была посередине заплатки, после чего заплатка максимально сильно на пару тройку десятков секунд прижимается к камере. Минуты через 5-10 можно заковыривать камеру в покрышку.
 На этом этапе нам опять понадобятся монтажки, затем насос ну и ключи.Отмечу такой момент, если вариант пробивки или прокола возможно устранить НЕ снимая колеса, то вариант со срывом нипеля без запасной камеры и деинсталяции колеса устранить невозможно.Если кто изобретет способ, я лично поставлю ему пиво.
 Подведем краткий итог по инструментарию необходимому для устранения любых проблем с камерами в колесах:
1.набор 6ти гранников
2.разводной ключ
3.монтажки -3штуки.
4.набор перманентных заплаток
5.набор заплаток формата докатка
6.насос
7.прямые руки
8.нормально функционирующий мозг
 Помимо разгерметизации колес, с нами может приключиться внезапная несанкционированная деинсталяция с разрушением спиц и/или  нипелей.Самый неприятный вариант, такой поломки я наблюдал не так давно. В следствии попадания бревна в колесо из него было вырвано 6 спиц. Разрушились нипеля. А до этого, буквально за пару дней, у товариша по непонятной причине порвало спицу, нипель остался цел. Для устранения такого рода неисправности, нам помимо вышеперечисленного инструмента, нам понадобятся мини-пассатижи, даже лучше мини узкогубцы(выковыривать остаки спиц из нипеля и разгибать спицы намотанные на втулку и застрявшие в тормозном диске) спицевой ключ(после потери спиц на колесе может быть довольно таки сильная 8ка и по хорошему ее нужно,насколько это возможно выправить и тут нам без ключа не обойтись), и изолента( фиксировать оставшиеся целыми спицы). Каким образом можно на склоне устранить последствия потери 6ти спиц - я не скажу.Додумаете сами, будем считать это домашним заданием. Дам подсказку: переднее колесо может быть донором.Подведем итог по инструменту по устранению неисправностей со спицами:
1.узкогубцы
2.спицевой ключ
3.изолента
4.запасные нипеля для спиц
Далее что с нами может случиться - разрушение цепи, в следствии ее износа или физического воздейсвия со стороны окружающей среды. В принципе ничего страшного, если мы уже достигли основного направления спуска, вниз можно ехать не крутя педали. Мне известны такие случаи... однако, если позволяет время, и имеется все необходимое, то лучше цепь восстановить. Чтоже для этого необходимо:
1.Выжимка для цепи(деинсталировать поврежденное звено и, возможно, соединение цепи)
2.замок для цепи(самый оптимальный вариант)
3.запасные пины
4.несколько запасных звеньев(может понадобиться, если цепь уже была укорочена до предела, и оставшейся части просто не хватает.Если же запасных звеньев нет.То возможно соеденить то что есть, просто не переключаться на пониженные передачи,добраться до базы - хватит).
 Следующая неприятная и довольно таки распространенная неисправность - это уничтожение или деформация петуха(если кто незнает, петух это переходник между рамой и задним переключателем, ломаясь петух спасает раму и переклюк). Я както раз, в самый свой первый визит в Крым с велосипедом лешился петуха(спасибо моему горячо любимому другу и товарищу Si9), благо это произошло в крайний день пребывания в Крыму, и я немного потерял.Однако случись это в начале покатушек - было бы обидно, за бесцельно прожитые годы. Соответсвенно вывод такой: С собой нужно иметь запасной петух, а лучше 2. Я вот один таскаю на шее,один раз даже использовал по назначению. Если же петух погнулся, то его можно спокойно выправись с помощью разводного ключа.Итак, что нам необходимо для устранения деформации или замены критически поврежденного петуха:
1.6ти гранники
2.петух
3.разводной ключ.
 Также нас может настигнуть сильная деформация тормозного диска - исправляется с помощью все тогоже разводного ключа. Вообще, всех возможных неисправностей могущих с нами приключиться на Спуске - не перечесть, каждый сезон преподносит что-то новенькое, потому помимо вышеперечисленных инструментов и запчастей нам необходимы смекалка, находчивость и инженерная мысль.Помимо всего прочего, случается так, что нас на склоне настигает ночь, и неисправности приходится устранять в темноте, поэтому в нашем комплекте инструментов обязательно должен быть фонарик.
 Подведем итоги.
Список обязательного к ношению с собой при катании Инструмента и Запчастей:
1.набор 6ти гранников
2.разводной ключ
3.монтажки -3штуки.
4.набор перманентных заплаток
5.набор заплаток формата докатка
6.комбинированный насос с манометром гибкой подводкой и переходником на велонипель
7.прямые руки
8.нормально функционирующий мозг
9.узкогубцы
10.спицевой ключ
11.изолента
12.запасные нипеля для спиц
13.Выжимка для цепи
14.замок для цепи
15.запасные пины
16.запасные звенья для цепи
17.кабельные стяжки штук 15
18.небольшие кусачки
19.фонарик
20.острый прочный ножик
21.штопор
22.крестовая и шлицевые отвертки
В зависимости от особенностей рамы и других узлов велосипеда могут понадобится специфические ключики для какихто узлов рамы, и , возможно, переходники для насоса высокого давления для подкачки амортизатора и/или вилки.Также у некоторых вилок регуляторы параметров - съемные, и чтобы не потерялись лучше их возить гденибуть вместе с инструментом.
 Вышеописанного набора хватит для устранения большинства мелких неисправностей могущий произойти с нами на Горе, крупные неисправности, форма нарушение целостности открытой маслянной ванны вилки и потеря масла, полное разрушение колеса, непластическая деформация рамы и так далее и тому пододбное, как правило, устранию в полевых условиях не поддаются. И нам ничто не остается, как чинно и неторопливо наслаждаясь прекрасной Крымской природой и чистым горным воздухом проследовать в расположение базы.Да храни нас Гора от такого провала...

----------------------------------------6----------------------------------------------------Электроника. В современном мире нам никуда не деться от окружающей нас повсюду электроники, и это к лучшему. Теперь ненужно таскать с собой пленочную фото или (ну ее нафик) видео камеру, дабы запечатлеть свои подвиги на склонах. Вполне хватит и мобильного телефона. Электроника нам в помощь.Большой брат смотрит на тебя.
 Посредством электроники мы решаем следующие задачи:
1.связь
2.орентирование на местности
3.фотофиксация
4.видеофиксация
5.прослушивание музыкальных композиций
Итак попорядку.
Связь для фрирайдера крайне важный элемент ТехникиБезопасности.Safety First! Связь можно разделить на Локальную и Глобальную.
 Локальную Связь необходимо поддерживать между всеми членами группы.Лучше всего с этой задачей справляются портативные радиостанции. Я бы рекомендовал LPD диапазон потому, как станции ЛПД достаточно компактные, обеспечивают хорошее качество связи в пределах нескольких километров, не требуют регистрации и дополнительных разрешительных документов на эксплуатацию и очень распространены. Если позволяет бюджет, то это станции типа Kenwood F-5 или Kenwood TK450S. Они умеют работать, как в канальном режиме, так и в частотном режиме, что позволит выбрать промежуточную частоту, если стандартные каналы заняты. Цена 450с около 2.300р. за штуку. Ф-5 около 4500-5000р. Ф 5 несколько более прочна, оснащена радио, и имеет более емкий аккумулятор. Но на мой взгляд - это несколько излишняя функциональность и прочность. Мне более удобна и симпатична 450ка. Помимо самой рации, необходима тангента, дабы станцию деражть в рюкзаке, в сухости и в относительной безопасности от ударов. А тангенту закрепить на лямке рюкзака. Тангента обойдется примерно рублей в 800. Она позволит сохранить рацию, так что must have!
 Глобальная связь необходима для вызова Машины Эвакуации после завершения Спуска куданить в районе пляжа в Симеизе или другую Жопу Мира. Также, может понадобиться, случись , что серьезное на склон, не приведи Гора.Но тем не менее номер 911 или 112 - должен помнить каждый. Глобальная связь в нашем случае - сотовая связьт, благо практически на всех склонах Ай-Петри обращенный в сторону моря есть покрытие КиевСтара или Лайфа. Самый оптимальный вариант такой связи в Крыму - это приобретение местной симкарты, дешево и сердито.
 Орентирование на местности.Создание треков,размещение треков в Интернете.Ведь хочется поделиться с товарищами по цеху, новыми красивыми маршрутами.Или наоборот, сдернуть откуданить новый маршрут и повторить его. Эти задачи с успехом решает GPS навигатор. Самое точное и профессиональное( ну и самое дорогое конечно) это Garmin. Более точно неотпозиционирует нас на местности никто. А вот для публикаций маршрута в интернете лучше и проще всего подойдет такой аппаратно-програмный комплекс, как Nokia+GPS+Yandex.maps. Самый идельаный вариант, для разведки маршрутов пользовать Garmin - вполне достаточно одного на всю группу. А для выкладывания для масс - Яндекс карты, благо, GPS навигатор сейчас чуть ли не в каждом втором телефоне.
 Фотофиксация и видео фиксация.Тут все более чем понятно.Или компактная прочная мыльница, или на худой конец - телефон, благо камеры в телефоны встраивают уже достатоно неплохие, в сумерьках особо не пофотаешь, но в дневном свете - вполне так ничего себе.Единственно - зеркалку не рекомендовал бы с собой таскать, потому как есть неплохой шанс ее кокнуть. Видео камеру хорошо иметь такую, чтобы крепилась на шлем, на грудь, на велик в разные места. А вообще для получения хорошего видео нужно иметь приличный уровень катания, навыки операторской работы и монтажа.Как показывает жизненная практика - очень редко получается что-то интересное из любительского видео.Посему основное его предназначение, это поугарать после плотных покатушек, и посмотреть на афтапати после поездки...
 Музыка.Катание с музыкой и наушниками не то чтобы очень подпадает под безопасное катание, потому как на склонах Ай-Петри не только мы одни несемся вниз, а помимо всего прочего ходют туристы, грибники, скутеристы, а самое главное - вверх на неплохой скорости вкатывают мотоЕндуристы. И были уже случаи встречи двух одиночеств, одно сверху другое снизу. Сами целы, но вел под списание, а у мотика минус вилка. Так что это достаточно таки опасное занятие. Но... Вы себе не представляете, какой кайф, прокатиться по лесорубу под доброе регги, или пронестись по ягодке под задорный ОффСпринг или порубить по Мисхору под Рамштайн. Да и вообще , катание это не самое безопасное занятие, потому иногда и под музыку можно, особенно когда один.. ;-) Главное аккуратно.А уж как и с чего слушать музло - разберешься сам.
 По электронике возможны всякие варианты и комбинации.Например, GPS навигатор скомбинированный с рацией, телефон с фотоаппаратом, видеокамерой и плеером...Можно постараться вообще так одним телефоном обойтись... и так далее и тому подобное. Я для себя вывел такую комбинацию:
Локальная связь.Станция Kenwood TK-450S + тангента.
Глобальная связь. Nokia 1100 (онеже дополнительный фонарик)
Навигация. Nokia E71+Yandex.maps(онаже дополнительный телефон, плеер, фотоаппарат и видеокамера)
Фотофиксация. Canon G5 магниевый прочный корпус, поворотный объектив, снимает по таймеру и с пульта, есть возможность записи видео.
Видео фиксация. HD Hero PRO на козырек шлема или на грудь.
Музыка с телефона...
Когда то был выделенный навигатор гармин, но был утерян на мисхорке, думаю по сей день валяется гдето в кустах.=) Если кто найдет - верните.
--------------------------------------7------------------------------------------------------
7.backpack
К рюкзаку у нас формируется ряд требований:
1.он должен вмещать все вышеописанное, инструменты и запчасти.
2.помимо инструментов и запчестей он должен иметь отсек для гидропака на 1.5-2л жидкости.
3.более менее удобно оранизовывать все в него напиханное, иметь хотябы пару отделений.
4.иметь противодождевой "парашут".
5.иметь хорошовентилируемую спину
6.быть компактным и легким, как показывает практика на все фрирайдерские нужны за глаза хватает 20-25 литрового рюкзака.
7.хорошо фиксироваться на спине , не елозить и не конфликтовать с защитой. Бывает так, что защита, при носке с рюкзаком пытается залезть вверх и вбок. Но это скорее от защиты за висит, но тем не менее, при выборе рюкзака нужно учитывать и этот фактор...
8.быть удобным и красивым=)
9.совсем забыл, рюкзак обязательно должен "уметь" пристегивать к себе шлем... дабы в руках его не тащить, когда после "ацкого отжига" неторопливо и вальяжно катишься по набережной...
 Сейчас на рынке куча всевозможных контор типа DAKINE и так далее. Гугль, как говорится в помосчь. Я лично уже 4й год пользуюсь рюкзаком MARMUTT на 20 литров, по мимо всех вышеперчисленных достоинсв он еще обладает рамной конструкцией, и у него вставлено 2 аалюминиевых пластины в спину, так что он сам по себе может работать защитой спины...